
Покупка уже готового дома быстрый способ улучшить жилищные условия. По программе сельской ипотеки одной из популярных целей кредитования является покупка именно готового дома. По оценкам аналитиков РСХБ, только за первые 6 месяцев 2024 года подавляющее большинство заёмщиков (78%) в качестве приобретаемой недвижимости выбрали дом с земельным участком. Рассказываем, как приобрести такую недвижимость в ипотеку.
Вы узнаете:
- как подать заявку на ипотеку,
- какие документы для этого необходимы,
- как выбрать и согласовать недвижимость,
- всё о подписании кредитного договора и расчёта с продавцом.
Этап 1. Подача заявки
Подать заявку можно как в офисе с помощью кредитного менеджера, так и онлайн. Рассказываем, как это сделать не выходя из дома. Перейдите на портал Своё Село.
- Нажмите на кнопку «Подать заявку», авторизуйтесь через Госуслуги или введите свой номер телефона. Если подключить свой аккаунт на Госуслугах, то заполнять придется заметно меньше полей.
- Выберите параметры ипотеки: цель покупки, регион приобретения, офис для проведения сделки и т.д.
- Заполните анкету: укажите место работы и подтвердите свои доходы.
- Приложите необходимые документы.
Прикрепите к анкете:
- комплект документов для идентификации заявителя, в том числе — паспорт РФ, СНИЛС, ИНН, свидетельство о временной регистрации (при отсутствии постоянной).
- заявку на ипотеку (если есть созаемщик, то заполняем также на него);
- документы о семейном положении и наличии детей, в их числе — свидетельство о браке (при отсутствии штампа в паспорте) свидетельство о расторжении брака (при отсутствии штампа о разводе);
- заверенную копию трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности (СТД-Р или СТД-ПФР) или трудовой договор/контракт с основного и/или дополнительного места работы;
- справку о доходах ФЛ по форме ФНС (2-НДФЛ) или форме банка.
Рассмотрение заявки обычно занимает пять рабочих дней, однако сроки могут быть увеличены. А проверить её статус можно через личный кабинет на сайте или по телефону (8 (800) 100-0-100 или 7787 (МТС, Мегафон, Билайн и Tele2).
Этап 2. Выбор недвижимости
После того как ипотека одобрена, у вас есть 90 или 120 дней, чтобы подобрать недвижимость и предоставить документы в банк. На портале Своё Село можно найти готовую недвижимость или проект дома, рассчитать стоимость строительства и найти подрядчика, обратиться за услугами к нашим партнерам, которые строят, ремонтируют и проектируют дома, а также занимаются ландшафтным дизайном.
Банк может иметь определенные требования к приобретаемой недвижимости. Например, по программе «Сельская ипотека» можно приобрести жилой дом, предназначенный для постоянного проживания. Он не должен:
- иметь серьёзных проблем с конструктивными элементами или инженерными системами,
- находиться в аварийном состоянии.
Территория действия
Недвижимость должна располагаться в зоне присутствия банка на территории Российской Федерации независимо от места постоянной регистрации заемщика. Проверить территорию действия сельской ипотеки можно онлайн на портале Своё Село, для этого:
- перейдите на страницу программы
- найдите форму проверки;
- укажите интересующий вас регион и населенный пункт;
- нажмите на кнопку «Проверить».
Важно отметить, что по каждому региону уточнить актуальную информацию, касающуюся территории действия программы, можно в местной администрации. А перечень таких территорий определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченным органом.
Назначение земли
Назначение земли, на котором расположен дом должно быть:
- ИЖС (индивидуальное жилищное строительство),
- ЛПХ (личное подсобное хозяйство).
Возраст дома
Если дом с участком приобретается у физического лица, то объект должен быть не старше 5 лет с момента оформления собственности. В случае покупки у юридического лица этот срок не должен превышать 3 года.
Конструкция объекта
- Этажность — не выше 3 этажей.
- Наличие централизованных или автономных инженерных систем (электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, отопления).
- Кирпичный, бетонный, свайно-винтовой, лафетный или каменный фундамент.
- Максимальный износ жилого дома – 40%, в соответствии с отчетом об оценке.
На этом этапе также необходимо провести оценку объекта и предоставить документы в банк.
Полный перечень аккредитованных оценочных организаций ищите на портале Своё Село → раздел «Финансовые сервисы» → «Может быть полезно» → «Оценка недвижимости» → «Полный перечень аккредитованных оценочных организаций».
Этап 3. Проверка объекта и подписание кредитного договора
Проверка объекта банком осуществляется в течение 3 рабочих дней, но в ряде случаев, срок может быть увеличен. Пакет документов направляется в Министерство сельского хозяйства на согласование, т.к. именно министерство принимает решение о субсидировании. После одобрения клиенту приходит SMS-сообщение. В нем говорится, что по кредитной заявке принято положительное решение.
Этап 4. Расчёт
При проведении сделки необходимо провести расчёт с продавцом следующими способами.
Аккредитив. Счёт, на котором хранятся кредитные средства и первоначальный взнос покупателя. Банк перечисляет продавцу денежные средства с аккредитива только после регистрации права собственности.
Ячейка. Покупатель кладет денежные средства в банковскую ячейку, после регистрации права собственности она вскрывается, а средства передаются продавцу.
Счет эскроу. Подойдёт при покупке квартиры в новостройке на этапе строительства. На счету будут храниться денежные средства покупателя, после перечисления средств покупателем счет блокируется. Застройщик сможет забрать денежные средства только после выполнения обязательств, прописанных в ДДУ.