Как приобрести дом: этапы оформления ипотеки
Покупка уже готового дома быстрый способ улучшить жилищные условия. По программе сельской ипотеки одной из популярных целей кредитования является покупка именно готового дома. По оценкам аналитиков РСХБ, только за первые 6 месяцев 2024 года подавляющее большинство заёмщиков (78%) в качестве приобретаемой недвижимости выбрали дом с земельным участком. Рассказываем, как приобрести такую недвижимость в ипотеку.
Вы узнаете:
- как подать заявку на ипотеку,
- какие документы для этого необходимы,
- как выбрать и согласовать недвижимость,
- всё о подписании кредитного договора и расчёта с продавцом.
Этап 1. Подача заявки
Подать заявку можно как в офисе с помощью кредитного менеджера, так и онлайн. Рассказываем, как это сделать не выходя из дома. Перейдите на портал Своё Село.
- Нажмите на кнопку «Подать заявку», авторизуйтесь через Госуслуги или введите свой номер телефона. Если подключить свой аккаунт на Госуслугах, то заполнять придется заметно меньше полей.
- Выберите параметры ипотеки: цель покупки, регион приобретения, офис для проведения сделки и т.д.
- Заполните анкету: укажите место работы и подтвердите свои доходы.
- Приложите необходимые документы.
Прикрепите к анкете:
- комплект документов для идентификации заявителя, в том числе — паспорт РФ, СНИЛС, ИНН, свидетельство о временной регистрации (при отсутствии постоянной).
- заявку на ипотеку (если есть созаемщик, то заполняем также на него);
- документы о семейном положении и наличии детей, в их числе — свидетельство о браке (при отсутствии штампа в паспорте) свидетельство о расторжении брака (при отсутствии штампа о разводе);
- заверенную копию трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности (СТД-Р или СТД-ПФР) или трудовой договор/контракт с основного и/или дополнительного места работы;
- справку о доходах ФЛ по форме ФНС (2-НДФЛ) или форме банка.
Рассмотрение заявки обычно занимает пять рабочих дней, однако сроки могут быть увеличены. А проверить её статус можно через личный кабинет на сайте или по телефону (8 (800) 100-0-100 или 7787 (МТС, Мегафон, Билайн и Tele2).
Этап 2. Выбор недвижимости
После того как ипотека одобрена, у вас есть 90 или 120 дней, чтобы подобрать недвижимость и предоставить документы в банк. На портале Своё Село можно найти готовую недвижимость или проект дома, рассчитать стоимость строительства и найти подрядчика, обратиться за услугами к нашим партнерам, которые строят, ремонтируют и проектируют дома, а также занимаются ландшафтным дизайном.
Банк может иметь определенные требования к приобретаемой недвижимости. Например, по программе «Сельская ипотека» можно приобрести жилой дом, предназначенный для постоянного проживания. Он не должен:
- иметь серьёзных проблем с конструктивными элементами или инженерными системами,
- находиться в аварийном состоянии.
Территория действия
Недвижимость должна располагаться в зоне присутствия банка на территории Российской Федерации независимо от места постоянной регистрации заемщика. Проверить территорию действия сельской ипотеки можно онлайн на портале Своё Село, для этого:
- перейдите на страницу программы
- найдите форму проверки;
- укажите интересующий вас регион и населенный пункт;
- нажмите на кнопку «Проверить».
Важно отметить, что по каждому региону уточнить актуальную информацию, касающуюся территории действия программы, можно в местной администрации. А перечень таких территорий определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченным органом.
Назначение земли
Назначение земли, на котором расположен дом должно быть:
- ИЖС (индивидуальное жилищное строительство),
- ЛПХ (личное подсобное хозяйство).
Возраст дома
Если дом с участком приобретается у физического лица, то объект должен быть не старше 5 лет с момента оформления собственности. В случае покупки у юридического лица этот срок не должен превышать 3 года.
Конструкция объекта
- Этажность — не выше 3 этажей.
- Наличие централизованных или автономных инженерных систем (электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, отопления).
- Кирпичный, бетонный, свайно-винтовой, лафетный или каменный фундамент.
- Максимальный износ жилого дома – 40%, в соответствии с отчетом об оценке.
На этом этапе также необходимо провести оценку объекта и предоставить документы в банк.
Полный перечень аккредитованных оценочных организаций ищите на портале Своё Село → раздел «Финансовые сервисы» → «Может быть полезно» → «Оценка недвижимости» → «Полный перечень аккредитованных оценочных организаций».
Этап 3. Проверка объекта и подписание кредитного договора
Проверка объекта банком осуществляется в течение 3 рабочих дней, но в ряде случаев, срок может быть увеличен. Пакет документов направляется в Министерство сельского хозяйства на согласование, т.к. именно министерство принимает решение о субсидировании. После одобрения клиенту приходит SMS-сообщение. В нем говорится, что по кредитной заявке принято положительное решение.
Этап 4. Расчёт
При проведении сделки необходимо провести расчёт с продавцом следующими способами.
Аккредитив. Счёт, на котором хранятся кредитные средства и первоначальный взнос покупателя. Банк перечисляет продавцу денежные средства с аккредитива только после регистрации права собственности.
Ячейка. Покупатель кладет денежные средства в банковскую ячейку, после регистрации права собственности она вскрывается, а средства передаются продавцу.
Счет эскроу. Подойдёт при покупке квартиры в новостройке на этапе строительства. На счету будут храниться денежные средства покупателя, после перечисления средств покупателем счет блокируется. Застройщик сможет забрать денежные средства только после выполнения обязательств, прописанных в ДДУ.