Что делать, если право собственности на дом было утеряно
Лариса Петровна сейчас на пенсии. Много лет назад они с мужем купили участок в садоводстве, своими руками построили там дом и любовно ухаживали за дачей, приезжая туда почти каждые выходные. Сейчас Лариса Петровна решила подарить дачу внуку, т.к. ездить туда ей уже утомительно.
И вдруг обнаружила, что документы на эту дачу бесследно пропали. То ли затерялись среди бесчисленных книг и открыток, то ли их выбросили по ошибке – как бы то ни было, но женщина начала переживать, что семья может лишиться недвижимости, ставшей практически родовым гнездом. К счастью, внук смог разобраться в ситуации и успокоить пенсионерку, восстановив документы. Рассказываем, каким образом.
Вообще утеря бумажных документов, даже таких важных, как правоустанавливающие документы на недвижимость, случается не так уж редко. Они могут потеряться при переезде, на них могут пролить чай или вообще они могут быть утрачены при затоплении соседями сверху (никому такого не желаем, конечно). Как бы то ни было, переживать не следует, паниковать не нужно, как и бояться того, что вашу недвижимость после этого кто-то отнимет, а вы не сможете ничего доказать. Документы лишь подтверждают право собственности, и их вполне можно восстановить. Что, собственно, и сделал молодой человек из истории выше.
Какие документы могут быть?
Во-первых, конечно, правоустанавливающие. В первую очередь – договор купли-продажи. Но также могут быть свидетельство о наследстве, точнее, о праве на него, соглашение о выделении долей, заключенное между сособственниками и даже решение суда (если недвижимость досталась через суд).
Еще могут быть правоудостоверяющие документы, такие как выписка из ЕГРН (современный вариант) или свидетельство о государственной регистрации права (выдавалось с 1998 до 2016 г.).
Варианты действий при утрате документов зависят от нескольких факторов: когда они были получены (когда было оформлено право собственности) и от того, помнит ли владелец, где и как их оформлял.
Начнем с самого простого варианта.
Дом был куплен после 1998 года и оформлен на основании простого не заверенного у нотариуса договора
В таком случае первый пункт назначения – ЕГРН или Росреестр. Получаем выписку из Росреестра, они бывают разными и могут быть как платными, так и бесплатными. Для начала можно сформировать и получить бесплатную выписку, там должны содержаться данные о недвижимости и документах, на основании которых человек ей владеет. Получить такую выписку можно онлайн через Госуслуги – даже ходить никуда не надо.
Но для подтверждения своих прав может понадобиться другой документ – «Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости». Она стоит 460 рублей в бумажном виде и 290 – в электронном. Такая выписка содержит подробную информацию об участке и доме.
После этого копии упомянутого нами выше договора следует запросить в Роскадастре. Такой документ будет равен по юридической силе дубликату оригинала. Сделать это можно как напрямую в данном ведомстве, так и через многофункциональный центр.
А если договор был нотариальным?
Тогда придется обратиться за выдачей дубликата договора или иного правоустанавливающего документа к нотариусу, который его, собственно, и оформлял. Как вы можете догадаться, нотариус может уже не функционировать. Не следует отчаиваться – обращайтесь в нотариальную палату по месту регистрации данной нотариальной конторы. Вероятнее всего, в этом учреждении вы получите дубликат договора.
Участок и дом были куплены до 1998 года
Именно так и было в упомянутом нами выше случае с Ларисой Петровной. Тогда разумно обратиться для начала в Бюро технической инвентаризации вашего населенного пункта. Здесь вам могут выдать копию документов на право собственности, но радоваться рано – оригинал они не заменят. Тем не менее, дальше путь похож на то, что мы описали выше: нотариус или МФЦ, если дом строился самостоятельно (как раз как у нашей пенсионерки). Через МФЦ можно получить дубликат разрешения на ввод здания в эксплуатацию – это и будет ваш правоустанавливающий документ.
Восстановить документы на участок
Под каждым домом есть участок. Чтобы восстановить утерянные на него документы, воспользуйтесь услугой Росреестра под названием ««Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства». Тут вам выдадут копии, а не дубликат, но копии будут заверены и будут иметь необходимую юридическую силу.
Заключение
Как и большинство подобных бюрократических неурядиц, ситуация с потерей документов на дом только кажется страшной, но на самом деле вполне решаема и не критична. Главное – сделать всё правильно и не затягивать.