Как выгодно продать дом?
Продажа любого объекта недвижимости – достаточно ответственный процесс, так как речь идет о весьма крупной сумме, а сделка должна быть оформлена юридически безупречна. Особенно это верно, когда речь идет о загородной недвижимости – например, доме. Сегодня поговорим о тех шагах, которые помогут продать дом с максимальной выгодой.
Реализация загородной недвижимости имеет ряд объективных отличий от продажи квартиры в городе, среди которых: необходимость одновременной продажи участка, на котором построен дом, необходимость межевания, а также транспортно-логистические вопросы, ведь дом может находиться на значительном отдалении от места проживания и продавца, и покупателей. Все это нужно учитывать при продаже.
Выбор времени продажи
И первое, с чем стоит определиться – выбрать время для продажи. Речь идет как о рыночной ситуации, так и о сезонности. Скажем, если в силу ряда экономических причин цены на недвижимость снизились – возможно, с продажей стоит повременить. С другой стороны, расходы на содержание недвижимости, которая уже не нужна и владение которой сложно монетизировать, могут превысить потенциальные потери при продаже на снижении цены.
Что касается сезонных колебаний спроса, то традиционно считается, что лучшее время для продажи – весна и самое начало лета. В этот период спрос на дома может вырасти, при этом и транспортная доступность загородных участков улучшается, и сами участки выглядят более выигрышно, чем в зимний период.
Кто будет заниматься продажей
Если в случае с продажей квартиры вопрос «продавать самому или поручить это дело риелтору» еще может заставить задуматься, то в случае продажи дома выгоднее может оказаться все-таки воспользоваться услугами профессионального риелтора, чем продавать самому. И вот почему.
Каждый показ объекта потенциальному покупателю – это выезд за город. А значит – потеря времени, траты на транспорт. Если вы работаете, то, скорее всего, придется тратить на показ рабочее время или свой выходной. Поездка за город на автомобиле в выходной день зачастую сопряжена с потерей времени в пробках, повышенным расходом топлива и другими сложностями. В электричке тоже может быть слишком много народу. А показ в рабочее время может быть неудобен и вам, и покупателю. При этом стоит учитывать, что загородный дом может продаваться от нескольких месяцев до нескольких лет, а значит – придется потратить на показы много собственного времени и денег. Стоит ли это тех нескольких процентов комиссии, которые возьмет себе агент?
Кроме того, оформление документов для совершения сделки по загородной недвижимости – более сложный процесс, чем при продаже квартиры. Конечно, тут многое зависит от ответственности и квалификации агента, но обычно они все же помогают при подготовке документов, т.к. заинтересованы в успешном закрытии сделки.
Соберите документы
Не забудьте заранее собрать пакет документов для продажи. Это как правоустанавливающие документы на владение недвижимостью, так и разрешение на ввод в эксплуатацию и документ, определяющий границы участка. Возможно, потребуются выписки из Росреестра (например, об отсутствии обременений).
Чем больше документов вы готовы предоставить, тем вероятнее более быстрое закрытие сделки.
Оцените объект
Конечно, можно определить стоимость дома «на глазок», но тут вы рискуете потерять деньги. Поэтому рекомендуем пользоваться услугой оценщиков. Например, на Своём Селе вы можете заказать отчет об оценке недвижимости от нашего партнера.
При оценке для продажи стоит помнить: не так важно, сколько денег вы вложили в покупку участка и постройку дома. Нет никаких гарантий, что вам удастся вернуть всю эту сумму при продаже. Важнее рыночная конъюнктура, спрос на недвижимость в конкретном районе и состояние дома.
Чисто-нарядно
И тут мы подходим к следующему пункту – перед продажей важно привести дом в порядок хотя бы на минимальном уровне. Это означает, что нужны как минимум расчистка участка, покос травы, уборка мусора. Возможно, косметический ремонт дома снаружи и внутри, устранение наиболее бросающихся в глаза неисправностей. Иначе придется делать скидку, т.к. покупатель будет устранять их за свой счет.
Хорошая реклама
Если вы поручили продажу риелтору, реклама и весь процесс поиска покупателя – не ваша головная боль. Но если вы решили продавать дом самостоятельно, то придется самому и составлять рекламные объявления, и общаться с покупателями. Объявление должно быть достаточно подробным и правдивым, без лишних слов и «воды» в тексте. Начинать его стоит с главных преимуществ: например, «продается зимний дом у озера». В тексте нужно указать основные параметры: год постройки, материалы, этажность и метраж, количество комнат, состояние, инфраструктуру на участке и в населенном пункте, транспортную доступность и пр.
Размещать объявление следует как минимум на нескольких ресурсах или агрегаторах.
При показе
При визите потенциального покупателя, скорее всего, встретить его нужно будет у границы садоводства или поселка, чтобы он не заблудился. Участок и дом должны быть прибраны, окна – вымыты, дом должен иметь жилой и уютный вид. Однако некоторыми экспертами рекомендуется максимально освободить его от личных вещей, привносящих индивидуальность прежних хозяев. Будьте готовы отстаивать свою позицию по цене, для этого подготовьте соответствующие аргументы (почему вы просите конкретную цену – например, средняя стоимость объекта в данном населенном пункте и пр.). Будьте также готовы ответить на вопросы о недостатках и дефектах, которые обнаружит покупатель при осмотре.
Заключение
При правильном подходе (разумное ценообразование, делегирование части обязанностей по продаже, наличие всех необходимых документов) продажа дома не отнимет много вашего личного времени и нервов. Однако мы рекомендуем внимательно подходить к выполнению всех пунктов плана. Удачного поиска покупателей и завершения сделки!